Лист Василя Кука до Осипа Дяківа

«…лучше погибнуть на землях где-то в борьбе, чем в эмиграции жить их “полнокровной” жизнью…»
Із листа Василя Кука – «Леміша» до Осипа Дяківа – «Горнового» (1949 р.) (радянський переклад) про актуальні суспільно-політичні проблеми :
..В вопросе демократии, то хотя я и за демократию, однако к сказанному необходимо было бы сделать оговорку, так, чтобы она не переросла в анархизацию всей общественно-политической жизни в государстве. Присматриваясь к «демократии», которая существует у нас за границей (только по печати), порядочный человек может не пожелать всякой демократии.
Перенесение этой заграничной демократии в украинском издании на земли в таком виде, в каком она там процветает, наверняка завалит и разрушит всякую государственность. А о том, чтобы такого рода «демократы» смогли что-нибудь построить, то я даже такого не имею в виду.
Как бы там ни было, нам необходима своеобразная собственная украинская демократия, которая служила бы народу, государству и строила, а не разлагала, деморализировала и не приводила к анархии.
В частности, в период вооруженного восстания и в период создания государства нам потребуется сильная и авторитетная власть, для которой найважнейшим будет не «святые» принципы демократии, а построение государства, невзирая на то, будут ли наши мероприятия для достижения цели демократичными или недемократичными.
Я уверен, что все наши современные мероприятия, как и в период вооруженного восстания, очень мало будут демократическими с точки зрения запада, однако в борьбе с большевиками значение «демократических» мероприятий ни к чему.
Выдвигая демократию, нам обязательно необходимо вложить в это понятие свое содержание, свое понимание этого вопроса.
Принять такую демократию, которая существует на западе, или востоке, значит принести украинскому народу не пользу, а только вред….
Относительно невосприятия определенной частью ОУН в эмиграции нашего идейно-политического и программного содержания меня особенного не удивляет; это даже, кажеться мне, естественно для людей, которые не работали в условиях большевистской оккупации, и, в частности, на восточно-украинских землях.
Обвинения Донцова, которые он против нас выдвигает, нельзя приписывать заграничной части ОУН в целом, а надо трактовать их как донцовские. Хотя Донцов и много содействовал кристаллизации националистического движения, но в рядах ОУН никогда не был и не находится в настоящее время.
Атаки Донцова на наше идейное содержание меня еще больше убеждают в нашей правоте. Голос Донцова – это голос слабосильного старца, которого мы оставили далеко позади на нашем марше к УССД и которому ничего не остается, как выкрикивать нам вслед проклятия.
Воспринять наше содержание он уже не может и меня лично далеко больше удивило бы, если бы Донцов нас хвалил, нежели то, что он нас преследует. Хотя честнее поступил бы он, когда бы, учитывая характер борьбы на украинских землях, молчал.
Ругань на занимаемую нами позицию идет не только от Донцова, там их больше и разной породы, но это бессильный крик реакционного эмигрантского болота.
Если бы за границей члены ОУН, которые находятся в УГВР, были дисциплинированы и, как члены, проводили в УГВР политику ОУН и слушались одного организационного провода, то до конфликта в таких формах, как сейчас на эмиграции, безусловно, не дошло бы.
Кроме УГВР и ее секретариата (правительства), создалась еще УНРада и ее Исполнительный Орган(правительство). Обе инстанции с одинаковыми целями и в обеих этих институциях ОУН имеет своих представителей-членов. Найти в этом какую-то логику я никак не могу, это действительно «по-украински».
Читая эмигрантсткую прессу, имею впечатление, что живу не в 1949 г., а где-то в 1930 г. в каком-то провинциальном отсталом галицийском местечке. Невеселый вид представляет собой наша эмиграция и лучше погибнуть на землях где-то в борьбе, чем в эмиграции жить их «полнокровной» жизнью…
ГДА СБУ. – Ф. 13. – Спр. 372. – Т. 18. – Арк. 71-81
Осип Дяків (праворуч) і Роман Шухевич.
Василь Кук, Голова Проводу ОУН (1950-1954), Головний командир УПА (1950-1954).
Bandera.lviv.ua :: Бібліотека націоналіста